Тема: «Живопись» (10 часов) - Дополнительная образовательная программа для учащихся набора 2011/2012 учебного года на четыре года

Тема: «Живопись» (10 часов)

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном на примере предметов быта (посуда, прялки, кувшины и так далее). Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель­ности, освоение цветовых контрастов. Один из основных мо­ментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных компо­зиций, посуды, натюрмортов.

^ Тема: «Графика» (12 часов)

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспек­тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различ­ных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление спосо­бов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

^ Тема: «Скульптура» (10 часов)

Новые знания и навыки — работа с глиной. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала глины с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе.

^ Тема: «Аппликация» (12 часов)

Знакомство школьников с но­выми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон­тур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Зна­комство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные обра­зы. Новым материалом аппликации могут стать крупы, засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предме­тов быта, фантастических животных и растений из засушен­ных листьев.

^ Тема: «Бумажная пластика» (8 часов)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной композицией - макетирование.

Практическая работа: создание макетов сказочных царств.

^ Тема: «Работа с природными материалами» (12 часов)

Новые творческие задачи в ра­боте с природным материалом — знакомство с соломой. Выполнение творческих работ из соломы. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: выполнение творческих работ из соломы: бабочка, цветок, птица.

^ Тема: «Организация и обсуждение выставки детских работ» (4 часа)

Подведение итогов года «Праздник творчества». Обсуждение достигнутых ре­зультатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа­те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной вырази­тельности изобразительного искусства.


Формы и методы

На занятиях используются методы:

Ведущие формы организации занятий:

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

2. Методическое обеспечение:

Список литературы

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.

  2. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;

  3. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.

  4. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;

  5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;

  6. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;

  7. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;

  8. Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;

  9. Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;

  10. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.

  11. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;

  12. Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;

  13. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;

  14. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;

  15. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

  16. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.

  17. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

  18. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

  19. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.

  20. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

  21. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;

  22. Народное творчество: журнал – 1995;

  23. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;

  24. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.

  25. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).

  26. Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.

  27. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;

  28. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.

  29. Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;

  30. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;

  31. Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. – М. – 1969;



«Мир, который построим мы»

Пояснительная записка

Потребность социальной адаптации личности и развитие общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня в первую очередь не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В настоящее время основную роль в социальном развитии учащихся вынуждена взять на себя школа.

Общественно-полезная деятельность - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В общественно-полезную деятельность можно вовлечь всех школьников. Содержание деятельности определяется с учетом возрастных возможностей учащихся. К определению направлений общественно полезной деятельности учитель привлекает детей, он учит их находить для себя посильные полезные дела.

Программа включает 4 направления:

  1. Человек и природа

  2. Человек и общество

  3. Человек и его здоровье

  4. Я учусь дружить и находить друзей.

Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.

Правильно организованная общественно-полезная деятельность помогает:

  1. улучшить отношение в коллективе;

  2. разнообразить общение детей;

  3. скомпенсировать самооценку младших школьников;

  4. учит их лучше понимать друг друга и самих себя;

  5. удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Гуманистический принцип предполагает:

  2. Коммуникативный принцип:

Этот принцип позволяет:

  1. Принцип целостности картины мира.

  2. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

  1. Принцип творческой активности предполагает активное использование творческой деятельности школьников. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.




  1. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

  2. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.

Цель программы: Социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно полезной деятельности.

Основные задачи программы:

В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии;

Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;

Основные содержательные линии курса.

І. Человек и природа.

В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.

^ Практическая работа:

Подготовка и проведение бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Экскурсии: на экологическую тропу, ботанический сад, в зоопарк, к местным водоемам.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

ІІ. Человек и общество.

В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.

^ Практическая работа:

Экскурсии: на предприятия, села с целью ознакомления с трудом людей, знакомство с профессиями.

ІІІ. Человек и его здоровье.

Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.

Практическая работа:

Экскурсии: в медицинский кабинет школы.

ІV. Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Занятия: «Давайте познакомимся!», «Школа вежливых», «Здравствуй, друг!», «Кто такой я?» направлены на развитие самооценки.

Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Знакомство с правилами этикета. В данном случае этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях.

^ Практическая работа:

Практико-ориентированная направленность содержания занятий естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении учебных предметов (окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение, технология) и позволяет реализовать их в практической деятельности ученика. Эта программа способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождение ценных традиций, в частности семейного творчества, объединение школьников разновозрастных групп по интересам. Общественно полезная деятельность может быть реализована во внеурочное время в следующих формах: концерты, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, творческие мастерские, экскурсии, спектакли, праздники, общественно полезные дела для класса, школы, детского сада и т.д. формы работы учитель может выбрать самостоятельно в зависимости от особенностей детей, школы, региона.

Целенаправленная работа по организации общественно полезной деятельности к концу обучения в начальной школе обеспечит готовность детей к общественно полезной деятельности и в дальнейшей жизни.

В процессе этой работы учащиеся научатся:

• Осознавать и ценить роль и значение семьи в их жизни;

• Осознавать и ценить роль школы в их жизни;

• Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;

• Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;

• Овладеют универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;

• Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;

• Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Считаем, что данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».


8642233452543527.html
8642265456028135.html
8642368236116026.html
8642494735462358.html
8642546021952504.html