Объектом исследования - В условиях внебюджетного финансирования


^ Объектом исследования являлась оценка экономических, хозяйственных и профессиональных рисков деятельности негосударственного субъекта по оказанию качественной медицинской помощи различным слоям населения, обеспечивая на внебюджетной основе высокий технологичный уровень медицинских услуг, соответствующих социальным и государственным интересам граждан.


^ Предмет исследования - оценка организационной и экономической деятельности негосударственной медицинской организации в условиях конъюнктуры рынка медицинских услуг, характеризующаяся уровнем спроса и предложений, рыночной активностью, ценами, объемами продаж медицинских услуг, заработной платой, технологией производства в целях получения социальной и экономической результативности.


^ Информационными базами исследования являлись статистические показатели заболеваемости прикрепленного населения мегаполиса, а также некоторые показатели хозяйственной деятельности негосударственной медицинской организации в системе ДМС и ОМС, а также - учет эффективных схем ее деятельности на основе частной собственности.


^ Единицами наблюдения являлись пациенты, экономические и медицинские показатели эффективной деятельности ОАО «Лечебный центр» с использованием нечеткой регрессии распределения значений экономических показателей внутри нечеткого коридора и снижения гипотетической ошибки прогноза от сопутствующего воздействия побочных факторов, а также организации процессной деятельности, выстроенной по уровневому принципу с определением обязательного минимального объема диагностических процедур и услуг на каждом этапе в соответствии с клинико-статистическими группами МКБ-10 с использованием ведущих терминов, тильды и ее вариации, медицинских и экономических стандартов и т.д.

Поэтапная разработка модели развития организации осуществляющей обслуживание населения по программам ДМС и ОМС включала:

Развитие практически всех видов помощи с учетом требований к построению модели перспективного прогресса организации на принципах системного подхода с достижением высокой эффективности противоэпидемических и лечебных мероприятий при оказании медицинских услуг, снижения риска заболеваний населения, достижения высокой прибыли и оптимальных показателей деятельности.

Модель современной и перспективной деятельности рассматривается как стандартизованный и избранный набор требований менеджмента, которые соответствуют созидательному обучению всех своих сотрудников и организации коллектива в целом как практического инструмента детерминирующего внутреннюю и внешнюю мотивацию и творческое напряжение, обеспечивающие сопоставление образа желаемого будущего и честной оценки текущей ситуации.

Внедренная модель:

- оптимизирует организационную и функциональную структуру «Лечебного центра» посредством анализа функций подразделений, определения трудоемкости выполнения управленческих задач и норм загрузки отделений и служб. Поддерживает климат, поощряющий сотрудников в их стремлении полному раскрытию своих возможностей на основе адаптивного и созидательного обучения;

- распространяет культуру обучения на своих клиентов, поставщиков и других лиц, от которых зависит ее деятельность;

- определяет стратегию в области развития человеческих ресурсов центральным вопросом своей политики на основе конкретности, обозримости (краткосрочностью, долгосрочностью), реалистичности (достижимости), взаимосвязанности (согласованности с другими задачами), эффективности (прибыльности и обеспечения качества медицинской помощи);

- находится в непрерывном процессе организационных преобразований, являясь составной частью результативных действий «Лечебного центра» в целом и фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность (реинжениринг).

Методы исследования и решения практических задач представлены статистическим, математического моделирования, экспертными оценками, информационными технологиями с использованием прикладных программ учета и анализа деятельности учреждения. При проведении исследований учитывался мультидисциплинарный характер проблемы, методологический базис различных отраслей знаний, позволяющий исследовать устойчивость профессиональной и экономической системы организации и формировать варианты сценариев развития событий для эффективной борьбы в условиях хозяйственного риска и экономического кризиса.

Предлагаемые подходы к решению научной проблемы с использованием профессионального, экономического, организационного и управленческого анализа соответствовали поставленным задачам и достижению цели.


^ В главе третьей «Характеристика организационно-функциональной структуры и хозяйственной деятельности негосударственной медицинской организации» представлена хозяйственная деятельность и функционирование служб, отделений различного профиля и клинико-диагностической лаборатории.

Для осуществления деятельности в составе ОАО «Лечебный Центр» организованы восемь отделений различного профиля и клинико-диагностическая лаборатория. Для обеспечения эффективного управления деятельностью учреждения функционируют бухгалтерия, экономический и юридический отделы, отдел кадров и др. Возглавляет ОАО «Лечебный Центр» генеральный директор. ОАО «Лечебный Центр» располагает 468,75 штатными должностями, включая 144,75 врачебных ставок, 149,0 - среднего медицинского персонала, 55,0 – младшего медицинского персонала и 120,0 ставок прочего персонала.

В среднем, ежегодно начиная с 2005 года, заключается более 140 договоров с 68-ю страховыми компаниями на предоставление амбулаторно-поликлинических услуг, оказание скорой и неотложной помощи.

Увеличение числа сотрудников на 5% в течение последних лет с учетом системных изменений в ОАО «Лечебный Центр» свидетельствует о развитии организации и необходимости увеличения предоставления объема медицинских услуг и мощности учреждения. Число врачебных ставок увеличивалось каждые 2 года на 3%, а в сравнении с начальным периодом становления штатная численность медицинского персонала увеличилась в три раза. При этом штатная численность увеличивалась в связи с формированием новых структурных подразделений (консультативно-диагностическое отделение, отделения функциональной и ультразвуковой диагностики, клинико-диагностической лаборатории, дополнительный кабинет лучевой диагностики и т.д.).

С целью повышения качества и ускорения обслуживания пациентов, а также в связи с ростом прикрепленного контингента и связанным с этим решение задач сервиса обслуживания пациентов в виде планирования встречи с врачом, выбора программы обслуживания при посещении, отмены встречи с врачом в особых ситуациях - увеличена численность сотрудников регистратуры на 10 человек.

При наличии значительного числа консультантов различных профильных подразделений системное изменение штатного расписания в течение всего периода существования ОАО «Лечебный центр» обеспечивало качественное обслуживание застрахованных пациентов по программам ДМС и ОМС.

Управление персоналом является одним из важнейших условий повышения эффективности работы ОАО «Лечебный центр» и основывается на использовании стандартов компетентности, управления и ряде принципов, включая материальную заинтересованность каждого сотрудника в качественном исполнении своих функциональных обязанностей.

Особую значимость приобретает материальное поощрение сотрудников организации за высокое качество производства медицинских услуг. В 2003 г. средняя заработная плата заведующего отделением составляла 43,5 тыс. руб., врача - 28 тыс. руб., медицинской сестры - 16 тыс. руб., которая ежегодно повышалась и к 2007-2009 гг. увеличилась в 1,5-2 раза по сравнению с предыдущими годами.

Помимо этого, в обязательном порядке для работы в ОАО «Лечебный центр» приглашаются консультанты и эксперты высшей категории профессиональной подготовки (академики и профессора ММА им. И.М.Сеченова, а также специалисты других ведущих образовательных учреждений и НИИ), обеспечивая высокую результативность при проведении диагностики, лечения и реабилитации, что снижает до минимума диагностические и лечебные ошибки. В ОАО «Лечебный центр» на постоянной основе и совместителями консультантами работают 23 кандидата и 15 докторов медицинских наук.

Основой совершенствования медицинского обслуживания пациентов «Лечебного центра» являются организационные специализированные и сервисные мероприятия, включающие внедрение новых технологий, медицинской техники и аппаратуры, как на основе закупок, так и на основе субаренды. На субаренду оборудования средств затрачивается в несколько раз больше, чем на заработную плату за этот же период, что обеспечивает потребность в использовании самых современных технологий оказания медицинских услуг. Ежегодно Центр тратит 1,5 млн. руб. на закупку аппаратуры для обеспечения процессного совершенствования технологий производства МУ. В целях реализации программы расширения ниши на рынке медицинских услуг и повышения качества медицинского обслуживания в 2007-2009 гг. было запланировано и приобретено оборудование и новейшие технологии на сумму свыше 7,5 млн. руб., которые позволили произвести оснащение и замену устаревшего оборудования ряда отделений ОАО «Лечебный центр».

Проводимые организационные мероприятия по обеспечению медицинской помощью населения застрахованного по программам ДМС и ОМС сопровождаются крупными хозяйственными ремонтно-строительными работами, направленными на расширение производственных площадей «Лечебного центра». Расходы на ремонтно-строительные работы только в 2005 г. составили 1,1 млн. руб.. При планируемых затратах в 2006 г. 1,5 млн. руб. фактически затрачено около 3,9 млн. руб. Такие же затраты были в 2007-2009 гг., что определяет финансовые возможности ОАО «Лечебный центр» в развитии различных проектов и свидетельствует об устойчивом положении организации.

В 2007-2009 гг. развернуто капитальное строительство, шестиэтажной пристройки к зданию ЗАО «Лечебный центр» общей площадью 1140 кв.м, которое закончено в 2008 г. Осуществлено частичное размещение в пристройке новых подразделений и служб ЗАО «Лечебный центр» (детское отделение, дневной стационар и др.), расширение площадей для отделения физиотерапии, ЛФК и др., подсобных и вспомогательных помещений, модернизированы внутренние инженерные системы и коммуникации.

В среднем ежегодно, начиная с 2005 года, заключаются 140-160 договоров с 70-ю страховыми компаниями на предоставление амбулаторно-поликлинических услуг и оказание скорой и неотложной помощи.

Ежемесячное обслуживание прикрепленных пациентов к ОАО «Лечебный Центр» составляет 56 тыс. человек, в том числе 53 тыс. - по различным программам ДМС и 2,3 тыс. - по программе государственных гарантий в системе ОМС.

В возрастных группах мужчин и женщин, увеличилась доля лиц в возрасте до 30 лет: у мужчин с 28,2% до 34,1% и у женщин с 35,0 до 40,9 %. В целом доля лиц в возрасте до 30 лет возросла на 6%. Данная тенденция сохраняется в течение последних четырех лет, что свидетельствует о повышении внимания к своему здоровью у молодого поколения.

Центр функционирует семь дней в неделю, включая праздничные дни, с 8.00 до 21.00, что особенно ценится пациентами, застрахованными по программам ДМС, страхователями и страховыми компаниями.


Таблица 1

Некоторые абсолютные показатели численности обслуживаемого населения по программам ДМС и ОМС в 2004-2008 гг.


Распределение по месяцам и видам страхования

Распределение абсолютных показателей по годам

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

Январь

ДМС

34 738

45 367

56965

64349

113352

ОМС

2 098

2 008

2235

2111

2178

Всего:

36 836

47 375

59200

66460

115704

Июнь

ДМС

37 421

54 394

65976

96946

135964

ОМС

1 911

2 261

2040

2140

2270

Всего:

39 332

56 655

68016

99086

137891

Декабрь

ДМС

42 369

59 578

76298

107652

149722

ОМС

1 799

2 248

2105

2136

2027

Всего:

44 168

61 826

78403

109788

151749


Увеличение количества прикрепленных пациентов почти на 40% (таблица 1) привело к организационным изменениям системы обслуживания застрахованных граждан. В 2005-2007 гг. отмечается системный прирост посещений, который по сравнению с 2004 годом достиг 15%, что свидетельствует об авторитете лечебного учреждения и расширении ниши ОАО «Лечебный центр» на рынке медицинских услуг.

Системный рост посещений на фоне увеличения обслуживаемого контингента застрахованных отмечен во всех отделениях, за исключением - при оказании помощи специалистами скорой и неотложной помощи, где снижение составило почти на 11% и свидетельствует об эффективно проводимых врачами предупредительных мероприятиях. В последующие годы по сравнению с 2004 годом посещения в будние дни хирургического отделения увеличились на 20,5%, гинекологического - на 21,6%. Значительное увеличение первичных и повторных посещений отмечено при оказании медицинских услуг специалистами клинико-диагностического, физиотерапевтического и функциональной диагностики отделений соответственно от 15,7% до 31,5%.

Высокое качество оказания медицинской помощи по обслуживанию застрахованных различных категорий граждан привело к естественному снижению контингента, обслуживаемого отделением скорой и неотложной помощи начиная с 2005 года, достигнув снижения нагрузки на 53%. В последующие годы снижение нагрузки происходило значительно медленнее. Однако обозначенный факт позволил заключить дополнительные договоры на обслуживание пациентов по программе скорой и неотложной медицинской помощи и сократить расходы.

В 2006-2008 гг. произошел рост прикрепленного контингента, застрахованного по программам ДМС, обеспечив увеличение обслуживаемых пациентов на 38%, что способствовало расширению ниши ОАО «Лечебный центр» на рынке медицинских услуг и поступлению дополнительных средств. Возрастно-половая структура контингента изменилась в сторону увеличения доли лиц молодых возрастов. Посещаемость пациентами специалистов организации увеличилась на 14,9% по сравнению с предыдущим периодом с учетом увеличения числа прикрепленного контингента. Одновременно отмечено увеличение посещаемости в выходные дни у специалистов консультативно-диагностического отделения, хирургии, стоматологии, гинекологии и физиотерапии.

Начиная с 1996 по 2009 гг. в соответствии с решением организационных, экономических проблем отмечается увеличение числа обслуживаемых пациентов, которые по годам представлены: 30 тыс. человек (1996), 33 тыс. (2000), 39 тыс. (2002), 44 тыс. (2004), 61 тыс. (2005), 78 тыс. (2006), 96 тыс. (2007), 148 тыс. (2008). При этом число профессорско-преподавательского персонала, обслуживаемого по городской программе ОМС, достигло 2 тыс. человек, что свидетельствует о том, что, несмотря на прежнее число прикрепленных по социальной программе страхования их доля повысилась (1995-1996) в три с половиной раза, достигнув 1,4% по отношению к постоянно увеличивающему показателю лиц застрахованных по программам ДМС.

Итак, на конец 2008 года число обслуживаемых пациентов составило 148 тыс. человек, которые были пролечены на сумму более 81 млн. руб. Стоимость каждого законченного случая в «Лечебном центре» в течение года составила 7323 руб. при средней стоимости медицинской услуги 446 руб., учитывая диапазон их стоимости от 285,4 до 2640 руб.

Расчетные показатели позволяют считать, что ОАО «Лечебный центр» мог бы обслуживать 20 тысяч человек, застрахованных по программе ОМС на том же уровне, который доступен пациентам, обслуживаемым по программам ДМС.

Профессиональный уровень специалистов ОАО «Лечебный центр» совершенствуется на основе лучших достижений отечественного здравоохранения и системного анализа результатов опыта ведущих медицинских учреждений и научно-исследовательских институтов.

Общая заболеваемость по обращаемости прикрепленного контингента в 2008 году составила 1000,9‰ , что ниже среднестатистических показателей по РФ. Эта ситуация объясняется возрастной структурой прикрепленного контингента (преобладание лиц в возрасте от 30 до 40 лет) и социальным статусом (до 90% работающее население) (таблица 2).

Удельный вес первичной заболеваемости в структуре общей заболеваемости в разные годы составляет в пределах 50%.


^ Таблица 2

Общая заболеваемость по обращаемости в ОАО «Лечебный центр»

в 2004 - 2008 годах (на 1000 человек, прикрепленного контингента)


Классы болезней по МКБ-10 пересмотра

Распределение показателей по годам

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Болезни органов дыхания

281,1

332,9

293,8

276,9

281,4

Болезни глаз

173,9

201,9

171,9

167,5

150,4

Болезни мочеполовой системы

124,4

162,6

116,6

112,2

114,2

Болезни костно-мышечной системы

89,9

93,1

87,9

99,8

98,1

Болезни системы кровообращения

65,7

74,4

77,4

83,1

91,4

Болезни кожи и подкожн. клетчатки

61,7

75,6

52,7

52,2

49,8

Болезни органов пищеварения

37,4

43,6

35,9

42,2

49,4

Болезни эндокринной системы

35,4

45,9

56,5

54,5

56,9

Болезни нервной системы

39,4

43,0

50,8

56,4

56,3

Болезни уха, сосцевидного отростка

30,3

38,9

17,5

19,3

19,4

Инфекционные и паразитарные заболевания

31,3

40,1

8,9

9,7

9,8

Новообразования

20,2

36,7

8,9

8,2

7,4

Травмы, отравления

15,2

21,1

12,0

13,4

14,1

Симптомы, признак, и отклонен, от нормы

2,02

2,0

2,9

3,2

2,8

Болезни крови, кроветворных органов

2,04

2,5

2,01

1,9

1,2

Психические расстройства

0,5

1,6

0,14

0,12

0,14

Врожденная аномалия

0,3

0,3

0,12

0,1

0,09

Осложнения беремен. и родов

0,2

0,2

0,1

0,11

0,1

Всего:

1011,03

1216,4

1002,2

1001,3

1000,9


Существенных изменений по годам (с 2004 по 2008 гг.) в структуре общей заболеваемости и по частоте встречаемости отдельных нозологических форм, по сравнению с 2007 годом не произошло. По-прежнему первое место в структуре общей заболеваемости, как и в предыдущие годы, занимает патология органов дыхания – 39 539 случаев, что на 11 999 случаев больше, чем в 2007 году. Удельный вес данной патологии составил 28,1% (2007 год – 27,6%). Частота регистрации данной патологии имеет существенные сезонные колебания, значительно возрастая в осеннее - весенний период. Кроме того, большинство программ страхования по-прежнему не имеют профилактической направленности и не предусматривают вакцинацию застрахованных от таких инфекций, как грипп, что и обуславливает высокую восприимчивость пациентов.

Второе место занимает класс болезней глаза и его придаточного аппарата, которые составили в 2004 году 173,9 случаев на 1000 прикрепленного контингента. В последующие годы отмечается тенденция снижения заболеваемости болезнями глаза и его придаточного аппарата до 150,4 случаев в 2008 году.

На третьем месте - заболевания мочеполовой системы зарегистрировано - от 124,4 сл. на 1000 прикрепленного контингента в 2004 году с последующим снижением до 114,2 случаев – в 2008 году, что составляет от 11,6% до 13,4% от общего числа впервые установленных диагнозов при обращении.

Четвертое место занимает группа болезней костно-мышечной системы – в среднем 93,7 сл. на 1000 прикрепленного контингента в изучаемый период или 8,9% от общего числа обращений.

Следует отметить значительный рост регистрации заболеваний сердечно-сосудистой системы. Так относительный рост составил в 2008 году 0,8%, что в абсолютных цифрах выразилось в увеличении на 5 419 случаев (рост на 71%). Увеличение числа пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы связано как с изменением возрастного состава прикрепленного контингента, так и с увеличением факторов риска развития данной патологии у лиц работоспособного возраста.

Вклад факторов риска вероятен в развитии большинства патологий. Он также заметен на примере возрастания количества заболеваний желудочно-кишечного тракта (количество обращений по поводу заболеваний желудочно-кишечного тракта выросло на 71%)

Если в 2004 году пятое ранговое место заняли болезни кожи и подкожной клетчатки (66,7 случаев на 1000 прикрепленного контингента), то в 2008 году обращаемость по поводу заболеваний этого класса снизилась до 49,8 случаев на 1000. Болезни нервной системы заняли в 2004 году седьмое ранговое место. Количество зарегистрированных болезней этого класса составило 39,4 случаев, а в 2008 году -56,3 случаев, то есть имеет место увеличение заболеваемости в 1,4 раза.

Уровень заболеваемости болезнями органов пищеварения в 2004 году составил 37,4 сл. и возрос до 49,4 сл. в 2008 году.

В 2004 году болезни эндокринной системы занимали девятое место. Удельный вес этих болезней среди общего числа обращений составил в 2004 году 3,5%, а в 2008 году 3,8%. При этом заболеваемость болезнями этой патологии в 2004 г. достигла 35,4 сл., а к 2008 году возросла до 56,4 случаев на 1000 прикрепленного контингента.

Болезни уха и сосцевидного отростка в 2004 г. были зарегистрированы в 30,3 сл. на 1000 прикрепленного контингента. В течение периода проведения исследования заболеваемость болезнями уха и сосцевидного отростка снизилась в 1,6 раза и составила в 2008 году 19,4 сл. В изучаемый период ранговые места остальных классов остались без изменений.

Первичная заболеваемость по обращаемости прикрепленного контингента в изучаемый период (2004-2008 годы) была наибольшей в 2004 году (747,0 сл. на 1000 прикрепленного контингента), а наименьший показатель составил 217,9 в 2005 году. Уровень регистрируемой первичной заболеваемости носит неравномерный характер и ее колебания обусловлены значительным числом вновь прикрепляемых лиц и выявлением среди них различных заболеваний. Снижение общей и первичной заболеваемости в 2005 г. в определенной мере обусловлено ростом количества лиц прикрепленного контингента на 38% (таблица 3).

В целом уровень общей заболеваемости по обращаемости прикрепленного контингента ОАО «Лечебный центр» значительно ниже зарегистрированной заболеваемости населения города Москвы.

^ Таблица 3

Структура первичной заболеваемости контингента

ОАО «Лечебный центр» в 2004-2008 годах (в %)


Перечень заболеваний органов и систем




2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Болезни органов дыхания

29,2

31,4

33,4

29,9

30,4

Болезни мочеполовой системы

15,5

13,9

14,1

12,9

13,7

Болезни глаз

14,1

9,2

9,7

8,5

7,9

Болезни кожи и подкожной клетчатки

9,6

7,8

7,6

7,1

6,2

Инфекционные и пара-зитарные заболевания

5,4

5,3

4,5

4,6

4,6

Болезни костно-мышечной системы

4,1

3,7

3,8

4,3

4,0

Болезни уха, сосцевидного отростка

4,4

4,7

5,2

5,0

5,0

Болезни органов пищеварения

3,5

11,9

10,8

12,3

12,8

Болезни системы кровообращения

2,9

2,3

2,1

2,1

2,7

Травмы, отравления

3,0

1,8

1,9

3,6

3,6

Новообразования

3,1

2,9

3,1

2,5

2,2

Болезни эндокринной системы

2,7

3,3

2,7

3,8

3,9

Болезни нервной системы

1,2

1,2

1,9

2,0

1,7

Симптомы, признаки и отклонения от нормы

0,3

0,5

0,4

0,8

0,8

Психические расстройства

0,2

0,1

0,07

0,08

0,08

Болезни крови, кроветворных органов

0,09

0,04

0,03

0,03

0,03

Осложнения беремен. и родов

0,03

0,06

0,05

0,03

0,03

Всего:

100,0

100,0

100

100

100


Если в 2005 году заболеваемость взрослого населения г. Москвы составила 1269,9 сл. на 1000 населения соответствующего возраста, то среди лиц прикрепленного контингента ОАО «Лечебный центр» этот показатель составил 1011,0 сл. Такое различие обусловлено значительно меньшим удельным весом лиц в возрасте старше 50 лет в общей численности контингента ОАО «Лечебный центр».

Первичная заболеваемость по обращаемости контингента ОАО «Лечебный центр» в изучаемый период имеет значительные колебания. Если в 2004 году этот показатель составил 747,1 сл. на 1000 прикрепленного контингента ОАО «Лечебный центр», то в этот период первичная заболеваемость среди населения г. Москвы составила 803,4 сл. на 1000 населения.

Организационно-функциональная деятельность негосударственной коммерческой медицинской организации принципиально отличается от деятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений, так как основной целью негосударственного медицинского учреждения является получение максимальной прибыли. Это отличие определяет содержание деятельности негосударственной коммерческой медицинской организации, обеспечивающей удовлетворение спроса на рынке медицинских услуг, способность реагировать на изменяющиеся условия формирования спроса на различные виды и объемы медицинских услуг.

Итак, организационно-функциональная деятельность негосударственной медицинской организации по видам деятельности не отличается от государственных и муниципальных медицинских учреждений, так как «Лечебный центр» выполняет функции городской поликлиники, консультативного центра, подстанции скорой и неотложной помощи.

Основной целью ОАО «Лечебный центр» является качественное оказание медицинской помощи пациентам, достижение высоких показателей в диагностике и лечении и на этой основе - привлечение застрахованных граждан и получение максимальной прибыли. Эти особенности определяют структура и содержание деятельности негосударственной медицинской организации на самом высоком уровне, обеспечивающие удержание ниши на рынке медицинских услуг и выполнение обязательств по обеспечению эффективных мер по достижению экономической устойчивости медицинской организации.



8639568548624335.html
8639803157996570.html
8639900300207239.html
8639948475093726.html
8640029747565738.html