Программа дисциплины Разработка приложений средствами vba для направления 080500. 62 «Менеджмент»




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Разработка приложений средствами VBA для направления
080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента


^ Программа дисциплины

Разработка приложений средствами VBA




для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра


Авторы программы:

к.т.н., доцент Бессонова И.А. ibes@hse.ru

к.х.н., доцент Борина Г.Б. gborina@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры архитектуры программных систем « 31 » августа 2011 г

Зав. кафедрой С.В.Назаров


Рекомендована секцией УМС факультета бизнес информатики «___»____________ 20 г

Председатель Таратухина Ю.В.


Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2011


^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Разработка приложений средствами VBA.

Программа разработана в соответствии с ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ с рабочим учебным планом по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.
^ 1Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Разработка приложений средствами VBA являются:
^ 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная

ОК-16

понимает роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний

Практические занятия

Общекультурная

ОК-17

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

Практические занятия

Профессиональная

ПК-34

владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий

Практические занятия

Профессиональная

ПК-57,

способен выбрать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Практические занятия

Профессиональная

ПК-60

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

Практические занятия



^ 3Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к математическому и естественнонаучному учебному циклу (Б2), является факультативной дисциплиной. Дисциплина читается во втором модуле. Продолжительность курса составляет 32 аудиторных учебных часа практических занятий и 40 часов самостоятельной работы. Зачетные единицы за факультатив учитываются при расчете кумулятивного рейтинга. Рубежный контроль – зачет в виде практического задания на компьютере.

Этот курс является продолжением основного курса по Excel и ориентирован на овладение приемами разработки приложений средствами VBA c целью автоматизации решения прикладных задач и разработки интерактивных приложений для автоматизации работы менеджера в среде Excel

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны иметьх опыт работы на компьютере в пакете MS Excel.

Курс будет полезен для студентов при изучении возможностей автоматизации задач в SPSS

^ 4Разделтический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

  1. 1

Тема1. VBA как система объектно- ориентированного программирования

8







4

4



Тема 2. Основные элементы программирования

8







4

4



Тема 3. Массивы. Программирование циклов.

10







4

6



Тема 4. Процедуры, подпрограммы и функции.

10







4

6



Тема 5. Встроенные функции.

10







4

6

  1. 2

Тема 6. Объекты VBA. Основные свойства, методы и события стандартных элементов управления

8







4

4

  1. 3

Тема 7. Основные объекты приложения MS Excel.

8







4

4



Тема 8. Разработка программ с использованием пользовательских форм

10







4

6



Всего по дисциплине

72







32

40



^ 5Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

2

Текущий

(неделя)

Контрольная работа



письменная работа 60 минут

Домашнее задание






Итоговый

Зачет



письменная работа 70 минут



^ 5.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6Содержание дисциплины

  1. Тема 1. VBA как система объектно- ориентированного программирования.

Основные понятия объектно-ориентированного программирования. Объекты,методы, свойства, события.

Структура проекта VBA. Типы процедур и функций. Структура редактора VBA. Панель элементов. Окно свойств. Встроенные диалоговые окна

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3- / Под ред. Е.Л.Шуремова, Н.А.Тимаковой, Е.А.Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. сс.1-33.

Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.

  1. Тема 2. Основные элементы программирования

Константы, переменные и типы данных. Операторы, арифметические операции и выражения. Преобразование типов. Логические операции. Условная операция.

Операции работы со строками символов.Операторы управления

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. с.71-98

^ Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.


  1. Тема 3. Массивы. Программирование циклов.

Массивы: объявление и инициализация. Доступ к элементу массива.

Циклы и средства управления итерациями. Циклы со счетчиком. Циклы с условием.

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. Сс. 83-85, сс.99-103.

Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.

  1. Тема 4. Процедуры, подпрограммы и функции.

Процедуры, подпрограммы и функции. Классификация процедур. Структура и объявление процедуры. Автопроцедуры. Событийные процедуры. Рекурсивные процедуры

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. сс.15-18.

Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.


  1. Тема 5. Встроенные функции.

Встроенные функции. Классы функций. Использование табличных функций. Организация интерфейса при помощи встроенных функций.

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. сс.105-110

^ Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.


  1. Тема 6. Объекты VBA. Основные свойства, методы и события стандартных элементов управления

Типы объектов. Свойства, методы и события элементов управления. Элементы управления Кнопка, Поле,Надпись, Список и пр. Размещение элементов управления в форме

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. сс.35-51.

Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.


  1. Тема 7. Основные объекты приложения MS Excel.

Свойства объектов. Методы объектов. Модель объектов. Коллекции объектов. Обращение к объекту.

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. сс.52-68.

Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.


  1. Тема 8. Разработка программ с использованием пользовательских форм.

Пользовательские формы. Режимы работы с формой: режим конструктора, режим выполнения

^ Количество часов аудиторной работы -4 часа практических занятий.

Литература по разделу:

Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.I / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. с.113-145.

Формы и методы проведения занятий: выполнение упражнений и решение задач на компьютере.

^ 7Образовательные технологии
Активные формы проведения занятий в виде разбора практических задач и кейсов с использованием компьютера.
7.1Методические рекомендации преподавателю
Даются по желанию автора. Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства и методы обучения, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.
^ 7.2Методические указания студентам
Методические указания студентам приводятся в вариантах классных заданий.
8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 8.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Контрольная работа и задание или тест на зачете предполагают умение отвечать на вопросы или выполнять действия по следующей тематике:

  1. Создание программы VBA на MacroRecoder

  2. Классы, объекты, методы, свойства и события в VBA

  3. Структура редактораVBA

  4. Адресация ячеек в Excel, объекты Range и Selection

  5. Пользовательская форма и элементы управления

  6. Создание в пользовательской форме элемента управления TextBox, основные свойства элемента

  7. Создание в пользовательской форме элемента управления Label, основные свойства элемента

  8. Создание в пользовательской форме элемента управления CommandButton основные свойства элемента

  9. Создание в пользовательской форме элемента управления ListBox, основные свойства элемента

  10. Создание в пользовательской форме элемента управления ComboBox, основные свойства элемента

  11. Создание в пользовательской форме элемента управления ScrollBar, основные свойства элемента

  12. Создание в пользовательской форме элемента управления OptionButton, основные свойства элемента

  13. Создание в пользовательской форме элемента управления ChechBox, основные свойства элемента

  14. Типы данных в VBA

  15. Описание переменных в VBA

  16. Массивы в VBA

  17. Операторы перехода и выбора If Then Else

  18. Операторы цикла For….Next

  19. Операторы цикла Do…..Until While

  20. Операторы цикла Do While…..Loop

  21. Операторы цикла Do….Loop Until

  22. Операторы цикла While…Wend

  23. Область определения переменной

  24. Ввод данных с помощью функции InputBox

  25. Вывод данных с помощью функции MsgBox

  26. Отладка программ в VBA
^ 8.2Пример задания итогового контроля

  1. Создайте форму пользователя. Добавьте в форму нужные элементы (3 кнопки ВЫПОЛНИТЬ, ОЧИСТИТЬ и ВЫХОД, элементы Поле, элементы Надпись и пр.). Заголовок формы – номер варианта.

  2. Напишите процедуру обработки события Click для кнопки ВЫПОЛНИТЬ:





  1. Напишите процедуры обработки события Click для кнопок ОЧИСТИТЬ и ВЫХОД.

  2. Обязательно предусмотрите в программе вывод сообщений об ошибочных или отсутствующих данных.

  3. Вставьте на Лист1 кнопку для вывода вашего диалогового окна.

  4. Напишите процедуру обработки события Click для этой кнопки.



^ 9Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает правильность решения задач на практических занятиях. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,6·Ок/р + 0,4·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,4 Отекущий + 0,2·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
^ 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1Базовый учебник

  1. Практикум по экономической информатике: Учеб. Пособие: В 3-х ч. – Ч.3 / Под ред. Е.Л. Шуремова, Н. А. Тимаковой, Е.А. Мамонтовой – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002 г. (400 экз.)
^ 10.2Основная литература

  1. С.Н.Белоусова,И.А.Бессонова. Основные принципы и концепции программирования на языке VBA в Excel. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. ». http://www.intuit.ru/department/office/pvbaexcel/
^ 10.3Дополнительная литература

  1. Кузьменко В.Г. VBA 2000. Самоучитель. Бином. Москва. 2000. 408 с.

  2. 1 С.В. Назаров, П.П. Мельников. Программирование на MS Visual Basic. (Учебное пособие.) - М.: Финансы и статистика, 2001

  3. 2. Мельников П.П. и др. Практикум по экономической информатике: Учеб. пособие: в 3 –х ч. – ч III/ П.П.Мельников, И.В.Миронова, И.Ю.Шполянская; под ред. П.П.Мельникова. – М.: Финансы и ста-тистика; Перспектива, 2002


10.4Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:



11Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятий используется компьютерный класс и мультимедийный проектор


Автор программы Бессонова И.А.

Автор программы Борина Г.Б.
8627558221156909.html
8627623441055006.html
8627768010477995.html
8627844329987072.html
8628012292317133.html