Проблемы и перспективы развития исторической информатики - страница 7

^ Видеоэкскурсия – информационный ресурс
для индивидуального посетителя музея
В настоящее время в музеях всего мира наибольшее внимание уделяется коммуникации с индивидуальным посетителем. Это ведет к тому, что в музейных залах появляются новые информационные ресурсы: каталоги коллекций, навигаторы по залам, специальные программы-справочники, видеофильмы, реализуемые на базе электронных тематических киосков, экспозиционно-информационных сред. Но некоторые музеи, по тем или иным причинам, не всегда могут их использовать, тем не менее, они стараются создавать подобные ресурсы своими силами и используя минимум технических средств.

По такому пути пошел Национальный музей истории и культуры Беларуси. В данном музее электронная коммуникация лишь начинает развиваться, но здесь уже используется показ цифровых изображений предметов для дополнения выставок. Однако подобные ресурсы имеют часто весьма слабый информационный потенциал, поэтому для одной из выставок был создана видеоэкскурсия.

Выставка «З крыніц адвечнай прыгажосці» имеет своей целью показать развитие ювелирного искусства в разные эпохи и разнообразие форм, в которые могут воплотиться такие материалы, как золото и серебро. Все предметы, представленные на выставке, весьма аттрактивны и обладают высокой эстетической ценностью, однако не всегда могут дать представление о том историческом контексте, в котором они существовали. В результате индивидуальный посетитель, осматривающий лишь сами экспонаты, получает значительно меньше информации, чем посетитель, осматривающий выставку во время экскурсии. Поэтому в дополнение к выставке была создана видеоэкскурсия, которая постоянно воспроизводиться на плазменной панели размещенной в зале.

Данная видеоэкскурсия призвана дополнить выставку дополнительными материалами и дать комментарии о тех исторических периодах, явлениях и личностях, которые связаны с представленными предметами. Видеоэкскурсия основана на хронологическо-тематическом принципе, который был применен и при создании самой выставки. Исходя из этого, видеоэкскурсия начинается с рассказа об археологических материалах выставки. В данном разделе предметы дополнены картами с обозначением мест находок, фотографиями раскопов (например, фундамент Минского храма XII в.), картами с обозначением путей поступления материалов и самих изделий, а также изображениями, которые показывают, как использовали древние изделия из золота и серебра. Здесь же показаны некоторые клады и составляющие их предметы, что дает возможность рассмотреть их более детально. Сюда же включены и видеоролики, показывающие многие техники, которые применялись при изготовлении представленных предметов.

Доминантами следующего раздела являются парадный пояс XIV в. и Слуцкие пояса. Здесь дополнительным материалом в основном являются портреты людей, которые были связаны с этими предметами: правители, в эпоху которых бытовали предметы, возможные дарители (что касается парадного пояса), основатели производства и главные мастера (Слуцкие пояса). Также даются комментарии о художественном оформлении предметов, крупно показаны некоторые особо значимые детали.

Комплекс церковной утвари дополняют план церкви с обозначением размещения предметов, фотографии службы, на которых видно, как применяются различные предметы, а также изображения предметов, составляющих комплекс с экспонатами выставки, однако не представленных на ней.

Далее следует комплекс столового серебра XIX в. Здесь в качестве дополнительного материала были выбраны изображения и отрывки из фильмов, посвященные чаепитию и приему гостей (показывают, как использовались предметы), а также крупные изображения клейм и портреты владельцев производства. Здесь же применен детальный показ предметов для отражения их художественных особенностей. Данный раздел продолжается показом и описанием Минского клада.

Следующий раздел посвящен мужским и женским украшениям и аксессуарам (европейским и восточным). Сюда также включено значительное количество дополнительных иллюстраций, многие из них – это портреты владельцев, так как вещи в основном мемориальные.

Заканчивают видеоэкскурсию разделы восточного оружия и орденов и медалей Российской империи.

Для отображения комментариев была выбрана форма субтитров, чтобы, при показе в музейном зале, не создавать отвлекающий шум. Также было подобрано музыкальное оформление, которое является общим звуковым фоном выставки.

В настоящее время реализована первая версия видеоэкскурсии на белорусском языке. В дальнейшем, возможно, она будет расширена и переведена.
^ В.И. Тихонов (Москва) Информационные технологии в сохранении и описании цифровых аудиовизуальных документов
Выступление посвящено опыту работы с цифровыми аудиовизуальными документами, накопленному специалистами московских архивов в течение последних лет.

Начиная с 2001 г., Центральный архив аудиовизуальных документов Москвы (ЦААДМ) начал комплектоваться отдельными аудиодокументами, записанными на компакт-диски. Типологическая схожесть единиц учета и единиц хранения грампластинок и цифровых аудиодокументов позволила без труда адоптировать описание и учет последних к требованиям существующей автоматизированной информационной системы архива, построенной в СУБД Oracle. При этом, в карточке фонодокумента на компакт-диске, кроме традиционных идентификационных и содержательных полей описания, предусматриваются специфические реквизиты: частота дискредитации и разрядность цифровой аудиозаписи. В рамках работ по обеспечению сохранности и в целях развития фонда пользования в архиве с 2004 г. проводится оцифровка фонодокументов, хранящихся на магнитной ленте.

Центральный архив документов на электронных носителях Москвы (ЦАДЭНМ) при организации архивного хранения цифровых фотодокументов вынужден был пойти другим путем. Возможность записи на один электронный носитель множества цифровых фотоизображений, возможность их копирования с носителя на носитель без потери качества, технологическая специфика цифровых фотодокументов – всё это серьезно модифицирует традиционную систему их учета и описания. В 2005–2007 г. в ЦАДЭНМ были разработаны и апробированы все необходимые формы учетных и иных документов – описей, карточек единиц хранения (оптических дисков CD и DVD), разнообразных актов и т.п. В СУБД MS Access была создана база данных «Электронный каталог цифровых фотодокументов ЦАДЭНМ», включающая описание цифровых фотодокументов, редуцированные копии фонда пользования, а также взаимосвязанный с каталогом именной указатель.

В феврале 2008 г. цифровые фотодокументы были переданы для окончательной обработки и приема на хранение в новый московский архив – Центральный архив электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭиАДМ), который был образован на базе ЦААДМ и ЦАДЭНМ. В связи с этим потребовалась доработка информационной системы ЦАЭиАДМ с учетом современных требований к хранению, учету и использованию цифровых фотодокументов. Предполагается хранение одного экземпляра и фонда пользования фотодокументами на сервере Главархива Москвы и соответственно автоматизация большинства работ, связанных с комплектованием, описанием, учетом и использованием этого вида фотодокументов. На том же сервере будет размещаться фонд пользования традиционными фотодокументами (в форматах TIFF и JPEG), оцифровку которых архив проводит с 2004 г.

Помимо работы с цифровыми аудио- и фотодокументами в ЦАЭиАДМ ведется активная подготовка к приему на хранение цифровых видеодокументов. Летом 2008 г. в эксплуатацию будет введен электронный видеокомплекс архива – один из самых больших в Восточной Европе. Уже смонтирована ленточная библиотека для хранения цифровых видеодокументов объемом 750 терабайт, проводятся пуско-наладочные работы с оборудованием, позволяющим конвертировать, импортировать и экспортировать видеодокументы в самые разнообразные форматы. Параллельно проходит разработка информационно-поисковой системы и ее стыковка с существующей системой архива. Установленное оборудование позволит также провести оцифровку аналоговых видеодокументов, хранящихся в архиве в объеме 1 тыс. часов, и создать для них фонд пользования, отвечающий самым современным требованиям.
^ Ю.Ю. Юмашева (Москва)
8625780870315541.html
8625948964441347.html
8626147831126529.html
8626348632895000.html
8626423117320788.html