В. М. Юмашев - страница 11

^ НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ
8.29. К нежестким следует относить все конструкции дорожных одежд, не отвечающие признакам, указанным в п. 8.19. Нежесткие дорожные одежды капитального и облегченного типов с усовершенствованным покрыти­ем следует предусматривать с таким расчетом, чтобы за расчетный срок службы конструкции, возникающие деформации и разрушения могли устраняться плановыми ремонтами только покрытия.

Нежесткие дорожные одежды облегченного типа с усовершенствованным покрытием рассчиты­вают на ме­нее продолжительный межремонтный срок службы, чем для капи­тальных. Поэтому для их устройства можно применять менее долговечные и дорогостоящие материалы и облегчать конструкцию.

Для нежестких дорожных одежд переходного типа, выравнивание поверхности кото­рых не сопряжено со значительными затратами (щебеночные, гравийные и подобные им покрытия), допускается накопление более значительных остаточных де­формаций под действием движения.

Для оценки напряженного состояния конструкции используют теорию упругости.

8.30. Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки следует принимать равной 0,1 с и в расчет вводить соответствующие этой продолжительности значения модулей упругости и прочностных характеристик материалов и грунта.

Одежда на стоянках автомобилей и обочинах дорог следует рассчитывать на продолжительное действие нагрузки (длительностью не менее 10 мин.) без учета повторности нагружения.

Одежды на остановках общественного транспорта, на подходах к перекресткам дорог и к пересечениям с железной дорогой следует рассчитывать как на многократное действие кратковременной нагрузки, так и на продолжительное нагружение, принимая более мощную конструкцию.

8.31. Расчет нежестких дорожных одежд при кратковременном действии нагрузки следует выполнять по трем критериям прочности: упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях одежды, сопротивлению монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе под расчетной нагрузкой.

Расчет нежестких дорожных одежд на длительное действие нагрузки следует выполнять по сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях одежды.

8.32. Напряжения и деформации нежестких дорожных одежд и земляного полотна под действием расчетной нагрузки следует определять с применением методов теории упругости для слоистого полупространства с учетом расчетных условий на контактах слоев. Допускается приводить многослойные дорожные одежды и земляное полотно к двум- и трехслойным расчетным моделям.

8.33. Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в табл. 8.9.

Таблица 8.9

Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды


Толщина слоя, см


Крупнозернистый асфальтобетон (с размером зерен до 40 мм)

7

Мелкозернистый асфальтобетон (до 20 мм)

5

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (до 10 мм) и песчаный асфальтобетон (до 5 мм)

3

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим

8

Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки

8

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим:




на песчаном основании

15

на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта)

8

Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими

10



Толщину конструктивного слоя следует принимать во всех случаях не менее двойного размера наиболее крупной фракции применяемого минерального материала.

В случае укладки каменных материалов на глинистые грунты следует предусматривать прослойку из геосинтетических материалов или прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, укрепленного грунта или других водоустойчивых материалов.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЛОИ ДЛЯ УКРЕПЛЕННЫХ ПОЛОС ОБОЧИН И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС
8.34. В районах сезонного промерзания грунтов на дорогах с капитальными и облегченными дорожными одеждами, находящихся в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях, наряду с обеспечением требуемой прочности следует предусматривать противопучинные мероприятия, гарантирующие достаточную морозоустойчивость дорожной одежды и земляного полотна в соответствии с п. 7.15.

8.35. Специальные противопучинные мероприятия не требуются:

в районах с глубиной промерзания менее 0,6 м;

при земляном полотне, рабочий слой которого отвечает требованиям пп. 7.12- 7.16, 7.19 и 7.20;

когда необходимая по условиям прочности толщина дорожной одежды превышает 2/3 глубины промерзания.

8.36. Толщину теплоизоляционных слоев разного назначения (для полного предотвращения промерзания земляного полотна или для ограничения глубины промерзания его допустимыми пределами) следует определять теплотехническим расчетом.

8.37. На участках земляного полотна из глинистых грунтов и пылеватых песков следует предусматривать дренирующие слои с водоотводящими устройствами при основаниях и дополнительных слоях, выполненных из традиционных зернистых (пористых) материалов, в следующих случаях:

во II дорожно-климатической зоне при всех схемах увлажнения рабочего слоя земляного полотна (п. 7.22);

в III дорожно-климатической зоне при 2-й и 3-й схемах увлажнения рабочего слоя;

в IV и V зонах при 3-й схеме увлажнения рабочего слоя.

Необходимость устройства дренирующих слоев на участках дорог, где основания или дополнительные слои дорожной одежды выполнены из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими, устанавливается расчетом на осушение.

Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, надлежит устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способа отвода ее, длины пути фильтрации и других факторов.

8.38. При расчете дорожной одежды на остановочных полосах следует принимать не менее 1/3 расчетной интенсивности или другую нагрузку, обосновываемую в проекте, при которой исключается быстрое накопление остаточных деформаций.

8.39. Покрытия на укрепленной полосе обочин (0,5-0,75 м) и на остановочной полосе (2,5 м) рекомендуется предусматривать из цементо- или асфальтобетона с применением щебня преимущественно крупных размеров (до 25 - 45 мм), а также из обработанных вяжущими местных каменных, гравийных, шлаковых и других минеральных материалов.

Поверхность остальной части обочины следует укреплять в зависимости от категории дороги, грунтов земляного полотна и особенностей климата территории засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других наиболее дешевых местных крупнозернистых материалов.

Для предохранения обочин и откосов земляного полотна от размыва на участках дорог с продольными уклонами более 30 ‰, с насыпями высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле следует предусматривать устройство продольных лотков и других сооружений для сбора и отвода стекающей с проезжей части воды.

8.40. Разделительные полосы следует сопрягать с проезжей частью путей устройства на разделительной полосе укрепленных полос, расположенных в одном уровне с проезжей частью. Остальную часть разделительной полосы следует укреплять засевом трав и, в зависимости от местных условий, посадкой кустарников (сплошной или в виде поперечных полос - кулис), располагаемых на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части.

8605680644038542.html
8605749001060054.html
8605966602660802.html
8606219118102400.html
8606340131026828.html