Р. Ж. Абдильдина История философии - страница 35

Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений. В конце XIX начале XX века последнее было представлено в первую очередь марксизмом Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
Новый этап в истории русской философии начинается после Октябрьской революции. На этом этапе она делится на два течения - философию «русского зарубежья» и советскую философию. Первая стала продолжением, главным образом, русской религиозной философии. Что касается советской философии, то она сформировалась на почве марксизма, который стал составной частью официальной идеологии. Оживление философской мысли начинается с середины 50-х годов. В это время в истории советской философии достойное место занимают такие яркие исследователи как А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков и др.

В конце 80-х годов XX столетия начинается процесс возвращения запрещенного официальной идеологией философского наследия.


^ Естественнонаучный материализм Михаила Васильевича Ломоносова

М.В. Ломоносов - великий русский ученый, родоначальник русской науки, материалистической философии, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Ученый занимался научными исследованиями в самых разных областях науки: в области физики, химии, механики, биологии, языкознания, литературы. Ломоносов является создателем Московского университета (1755), и, как в свое время заметил Пушкин - Ломоносов сам являлся университетом. Ученый, философ оказал огромное влияние на развитие русской науки, философии и культуры.

Родился Ломоносов в 1711 г. в семье состоятельного крестьянина- помора в деревне под Архангельском. В 1730 г. Ломоносов ушел с рыбным обозом в Петербург, где поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучался в течение пяти лет. После блестящего окончания учебного заведения он непродолжительное время работал в Академии наук, но очень скоро был послан учиться в Марбургский университет – один из ведущих университетов Европы, где в течение трех лет изучал естественные и гуманитарные науки. В 1739 г. он отправляется во Фрайбург для изучения химии и горного дела в Горной академии.

В университете и в академии талантливый юноша обучался у видных профессоров того времени. Среди его учителей особенно следует отметить знаменитого философа, ученого Христиана Вольфа - ученика и последователя выдающегося немецкого философа Лейбница. Вольф как видный ученый, философ оказал огромное влияние на формирование Ломоносова, прежде всего своими обширными естественнонаучными знаниями, систематичностью и логикой изложения предмета. В Германии Ломоносов получил самые серьезные и качественные знания, познакомился с последними достижениями современной европейской науки.

Когда говорят о Ломоносове, отмечают высочайший уровень его научных исследований, соответствующих мировому уровню развития науки того времени, и это совершенно закономерно. Во-первых, Ломоносов был талантливым, выдающимся по своим способностям человеком; кроме того, он получил образование в крупных центрах мировой науки - в Марбургском университете, Фрайбургской горной академии, где встречался, общался и обучался у выдающихся ученых своего времени. Все это способствовало осуществлению тех блестящих научных успехов, которые принесли ученому мировое имя.

Опыт формирования Ломоносова как ученого в какой-то мере был использован советской властью в начале ХХ века, когда для создания передовой советской науки молодых талантливых людей посылали на обучение в ведущие университеты мира. Так, Капица учился у Резерфорда в Кембридже, Ландау в Копенгагене, Фок в Гетеборге. Получив опыт и образование в ведущих научных центрах мира, они, вернувшись на родину, создавали новые научные центры, лаборатории, которые по уровню исследований соответствовали и даже превосходили известные научные центры мира.

По возвращению из заграницы в Россию М.В. Ломоносов начал интенсивно заниматься научно-исследовательской деятельностью по проблемам астрономии, химии, филологии, математики, истории, языкознания. В 1755 г. по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет «открытый для всех лиц, способных к наукам», он выступил организатором многих научных, технических, культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии российской науки и культуры. Умер ученый-энциклопедист в Петербурге 4 (15) апреля 1765 г.

Философские исследования Ломоносова включены в его научные разработки. Ученый исходил, прежде всего, из объективности природы. Задача науки, по его мнению, заключается в изучении законов природы; таким образом, природа, объективная реальность есть источник знаний, законов и т.д.

Хотя русский ученый не подвергал открытой критике религию, утверждал существование Бога как первотолчка, признавал существование двойственности истины, главное внимание он все же обращал на научное исследование. Ломоносов считал высшей формой знания – научное знание, поэтому весь свой талант он посвятил научным исследованиям, прежде всего в области естественных наук.

Ломоносова как ученого и философа прежде всего интересовали актуальные проблемы науки своего времени – понятие материи, строение материи, движение, законы материи и движения. В своих исследованиях он, вслед за Бэконом, Кантом и многими другими выдающимися исследователями Нового времени, высоко оценивал учение Демокрита – его атомистическую теорию. Поэтому, исследуя физические, химические явления, под материей он, прежде всего, понимал то, из чего состоят все тела и явления природы: «Материя есть то из чего состоит тело и от чего зависит его сущность», - писал ученый. Кроме того, материя понимается им как мельчайшие частицы, как неделимые элементы вещества. «Нечувствительные физические частички», так их назвал Ломоносов, или «физические монады», из которых состоят все физические тела.

Важным достижением ученого в области философии является то, что он развил понимание таких фундаментальных философских категорий, которые в свое время разрабатывал Аристотель, как материя и форма.

Как мы помним, по мнению Аристотеля все сущее состоит из материи и формы. Материя - пассивна, хотя она присутствует во всех телах, форма - активна. Понимание взаимоотношения между материей и формой в истории мышления, в истории философии со времен Аристотеля эволюционировало. Так, например, некоторую активность материи отмечал в своих исследованиях Аль-Фараби. Важнейшей заслугой Ломоносова в понимании отношения материи и формы является то, что в своих научных исследованиях он подчеркнул активность материи; по его мнению, материя не просто пассивна, она не просто формируется формой, а является деятельной и активной.

Правда, в силу механистического мировоззрения, непонимания принципа самодвижения материи ученый не поднялся до уровня понимания этой проблемы Кантом, который, анализируя солнечную систему, выводит ее из самодвижения материи, показывая, что форма является функцией материи. Тем не менее, русский ученый подчеркивает активность материи, обосновывает то, что тела, явления природы, химические и физические системы не всегда были такими, какими они являются сейчас, а возникли в результате движения и изменения. Однако, как указывалось выше, в силу механистического мировоззрения Ломоносов не смог диалектически решить проблему взаимоотношения формы и материи, хотя при этом нет никаких сомнений в том, что ученый внес свой серьезный вклад в понимание и решение проблемы взаимоотношения этих категорий.

По мнению Ломоносова, что было доказано в его естественнонаучных трудах, все разнообразные явления мира, явления природы, формы веществ, в своей основе едины; их, в конечном счете, можно свести к неделимым мельчайшим атомам и элементарным телам. Ученый научно доказал строение материи, пытался доказать единство многообразных сущностей и явлений, существующих в природе, в основе которых лежат неделимые атомы и элементарные тела.

Таким образом, если атомистическая идея была впервые высказана Демокритом, а продуктивность этой идеи неоднократно подчеркивалась Бэконом и другими философами, то заслуга Ломоносова заключается в том, что он эту общефилософскую идею поднял до уровня научной концепции. По словам Поппера, он чисто философскую мысль, мысль об атомарном строении вещества, довел до научности, соответствующей принципу фальсифицируемости.

В своих естественнонаучных исследованиях М.В. Ломоносов не только обосновал материальное строение явлений природы, веществ, но также раскрыл связь материи, материальных явлений с движением. Он постоянно подчеркивал, что движение является неотъемлемым свойством материи: «Первичное движение, - писал ученый, - не может иметь начала, но должно существовать извечно. Где есть материя, там она находится в постоянном движении»1.

Именно движение как неотъемлемое свойство материи создает ее многообразие, разнообразие существования физических тел, правда, понимание движения Ломоносовым, как было сказано выше, являлось механистическим. Философ еще не понимает принципа самодвижения, он знает движение как толчок одним телом другого и, по его мнению, такой механический толчок имеет место не только в макромире, между макротелами, но и в микромире, внутри вещества, где элементарные тела и атомы, также находятся в постоянном движении. При этом очень важным моментом в его понимании единства движения и материи является выделение ученым трех видов движения: вихревого, колебательного и наступательного движения.

При всех своих научных, философских достижениях в обосновании строения материи, в обосновании единства материи и движения в силу механистического понимания Ломоносов, в конечном счете, вынужден был, как и многие ученые и философы Нового времени, признать существование первого толчка, существование Бога как первотолчка. В своих работах он пытался доказать, что атомистическая идея о том, что все тела состоят из атомов не противоречит идее первотолчка, не опровергает его наличие. Потому в плане общего мировоззрения естественнонаучный материализм Ломоносова оборачивается деизмом, когда за Творцом мира признается первотолчок, после которого природа живет по своим собственным законам.

Таким образом, независимость научного исследования русский философ отстаивает, подобно мыслителям Возрождения и Нового времени, опираясь на теорию двойственной истины, согласно которой наука и богословие имеют собственные объекты познания и самостоятельные пути постижения истины: «Правда и вера, - пишет он, - суть две сестры родные, дщери одного всевышнего родителя, никогда между собою в распрю придти не могут...»1.

Важнейшим научным достижением Ломоносова является также то, что ученый глубоко, на уровне самых высоких достижений естествознания своего времени, объяснил природу теплового движения. По его мнению, тепловое движение возникает из колебаний, трения, движения и вращения мельчайших элементарных частиц. Он, таким образом, подобно многим видным ученым Европы, освободил науку от таких ненаучных, псевдонаучных понятий, по выражению Бэкона - «идолов», как теплород, флогистон, светоносный эфир и других, задерживавших развитие науки. Русский ученый пытался тепловые явления объяснить, не прибегая к ненаучным псевдопонятиям, а исходя из самого движения, природы самой материи.

В своих физических исследованиях Ломоносов проанализировал такие виды движения, как внешнее и внутреннее. Внешнее движение - это движение макротел, когда одно тело воздействует на другое; внутреннее движение - это движение мельчайших частиц, движение атомов. Эти два вида движения, по мнению ученого, связаны между собой, при этом внутреннее движение понимается им также механистично, как и внешнее.

Ломоносов в своих трудах проанализировал проблему первичных и вторичных качеств. Первичные и вторичные качества – гносеологические понятия механистического материализма, введенные Дж. Локком для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности, хотя такое различие проводили до него еще Демокрит, Галилей, Гоббс. Учение о первичных и вторичных качествах было непосредственно связано с атомистическим и механистическим миропониманием. Локк считал, что объективны только первичные качества тел - размер, движение, форма, что же касается вторичных качеств - цвет, запах, вкус, звук, то они объявлялись субъективными, вторичными, определяемыми лишь организацией и состояниями субъекта. Выделение субъективных качеств основывалось на смешении объективного существования качеств с формой их отражения в сознании, а также связано с непониманием роли мышления в отображении качеств вещей. В своих научных исследованиях на основе многочисленных научных данных Ломоносов доказал, что объективными являются не только первичные качества предметов, но и их вторичные свойства.

Большой научной заслугой русского ученого является открытие им закона сохранения материи и движения. По мнению Ломоносова, существует принцип или закон сохранения материи и движения. Идея о том, что «из ничего не происходит ничего» - является древней. Однако эта идея, благодаря экспериментам Ломоносова была научно доказана и превратилась в научный принцип. Об этом ученый написал в известном письме к Эйлеру в 1748 г., сформулировав свое открытие следующим образом: «если нечто в одном месте убывает, то в другом месте прибывает». То же самое он сформулировал и в отношении движения.

Принцип сохранения материи и движения имел огромное значение для развития науки. Заслуга Ломоносова заключается в том, что своим открытием принципа сохранения вещества и движения он внес большой вклад в становление одного из великих физических законов - закона сохранения энергии, открытого в XIX веке в работах Дж. Джоуля, Г. Гельмгольца и Ю.Р. Майера. Этот закон, наряду с законом естественного отбора Дарвина и клеточной теорией, относится к трем величайшим открытиям XIX века, имевшим колоссальное значение в развитии науки и философии.

В 1760 г. Ломоносов задумал изложить свою философию в большом сочинении под названием «Согласие причин». В основу этого сочинения он собирался положить принцип материального единства природы. Философ набросал план этого сочинения, который включал и описание рисунка на титульном листе. Этот рисунок имел девиз: «Все согласуется», «Согласие всех причин есть самый постоянный закон природы».

Ломоносов представлял себе природу как единое целое, в котором все связано друг с другом. Все процессы в природе происходят так, что изменение в одном месте связано с обязательными изменениями в другом. При этом ничто не пропадает бесследно и не возникает из ничего. Это положение и получило свое выражение в законе Ломоносова.

Рассматривая природу как единое целое, русский философ считал необходимым производить изучение одних каких-либо явлений в связи с другими, то есть изучать различные формы движения в их связи.

Хотя М.В. Ломоносов, к сожалению, не оставил специальных философских работ, посвященных обоснованию материалистического мировоззрения, однако анализ его естественнонаучных исследований не оставляет сомнений в том, что он в своем научном творчестве последовательно проводил идеи Демокрита, последовательно отстаивал материалистическую концепцию в области философии.

Ученый также не оставил специальных работ по логике и теории познания, однако внес серьезный вклад в их развитие. Задача познания заключается, по его мнению, в познании материальных вещей и материальных явлений природы. Ломоносов очень резко, часто в насмешливой форме возражал против вмешательства религии в область науки.

Внимательно исследуя методы, принципы подхода к изучению природных явлений русского ученого, нетрудно раскрыть теоретико-познавательные принципы его методологии. Являясь естествоиспытателем, он в своем творчестве, прежде всего, высоко оценивал роль фактов, опыта, роль эксперимента. Он считал, что любое научное положение должно быть подтверждено экспериментом, который является источником научного знания и одновременно средством проверки достоверности научного знания.

Говоря об истории науки и, отмечая тот факт, что после «варварских» лет средневековья науки в новое время «столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва ли могли того надеяться»,  Ломоносов объясняет причину этого успеха наук тем, что «ныне ученые люди, а особливо испытатели натуральных вещей, мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве»1.

Однако русского философа ни в коей мере нельзя рассматривать как сторонника лишь эмпирического, экспериментального подхода. В своем научном творчестве он большое внимание уделял теоретическому способу познания, теоретическому обобщению: «Для чего толь великих мужей были труды и жизни опасные испытания? - восклицает Ломоносов, - Для того ли только, чтобы, собрав великое множество разных вещей и материй в беспорядочную кучу, глядеть и удивляться их множеству, не размышляя о их расположении и приведении в порядок».

Главной задачей науки, по мнению Ломоносова, является открытие законов, принципов, поэтому, в своем научном творчестве он пытался преодолеть как односторонне эмпирический подход, так и чисто теоретический, логический способ познания.

Важнейшей задачей науки, рассуждал ученый, является поиск истины. Для достижения истины нужны надежные факты, наблюдения, опыт, экспериментальные данные, которые, однако, сами по себе еще не завершают познание; научные факты и данные необходимо обобщить, между явлениями должны быть найдены связи, открыты законы, которые, в свою очередь, должны быть проверяемы экспериментом и фактами. Таким образом, в своих естественнонаучных исследованиях Ломоносов последовательно проводил концепцию единства эмпирического и теоретического методов познания, не преувеличивая при этом как роль опыта и эмпирического познания, так и значение теоретического, рационального способа познания. Метод познания, который предлагает ученый, очень хорошо выражен в следующем его положении: «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды».

Ломоносов в своих научных исследованиях большое внимание придавал методу индукции, который, как известно, был открыт Бэконом. В изучении фактов, эмпирических исследованиях ученый широко использовал индуктивный способ познания, индуктивный способ добывания фактов, а в последующих теоретических обобщениях активно применял метод анализа и синтеза, метод доказательства. М.В. Ломоносов был убежден, что только всестороннее исследование предмета, явлений природы на основе внимательного изучения фактов, наблюдения, использования эксперимента, обобщения экспериментальных данных, открытия законов и их проверки фактами можно получить истинное и надежное научное знание, имеющее всеобщее значение.

Таким образом, познание, по Ломоносову, представляется как процесс обобщения материалов наблюдений и экспериментов, построения на основе этого теории и проверки следствий из этой теории на новом опытном экспериментальном материале. «Я при объяснении явлений буду поступать так, - пишет ученый, - чтобы не только они легко объяснялись из основного положения, но и доказывали самое это положение»1. 

М.В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. Само научное познание русский ученый понимал как своеобразное служение. Один из основоположников новой светской российской культуры, новой российской науки, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

Часть II. Революционно-демократическое направление русской философской мысли

Философское учение А.И. Герцена

Александр Иванович Герцен является одним из выдающихся русских философов, политических деятелей, революционных демократов. Герцен родился 1812 г. и был незаконным сыном русского дворянина И.Я. Яковлева, о чем и говорит его искусственная фамилия «Герцен». Хотя он воспитывался в доме отца и получил хорошее образование, но с самого раннего детства ощущал свое не совсем обычное положение в семье, видимо, поэтому в нем рано пробудилось острое чувство отзывчивости к любой несправедливости.

На идейное и политическое формирование молодого Герцена существенное воздействие оказало восстание декабристов. После казни декабристов они вместе со своим другом Н. Огаревым поклялись «отомстить казненных». Как совершенно правильно замечал В.И. Ленин, именно «декабристы разбудили Герцена».

Казнь декабристов, несправедливость самодержавия, крепостное право, как страшный позор царской России, который гневно обличали все свободомыслящие люди того времени, оказали колоссальное влияние на формирование идейных убеждений и принципов молодого человека.

На формирование политических взглядов и убеждений Герцена также огромное влияние оказали французские просветители Вольтер, Руссо, выдвинутые ими идеи свободы, равенства. Все это вместе взятое способствовало формированию свободолюбивых умственных и политических настроений русского революционера-демократа.

В 1829 г. Герцен поступил в Московский университет на физико-математический факультет и с самого начала деятельно включился в работу кружка радикально настроенной молодежи. За участие в революционном кружке в июле 1834 г. он был арестован и выслан. Ссылку Герцен отбывал в Перми, а затем в Вятке и во Владимире. В 1840 г. он вернулся в Москву, а вскоре переехал в Петербург, где за резкий отзыв о действиях полиции по доносу был вновь арестован и выслан в Новгород.

Пять лет Герцен провел в ссылке, а когда вернулся в 1842 г., заметил, что передовые люди России, такие как В.Г. Белинский, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Т.Н. Грановский и многие другие под влиянием Н.В. Станкевича и М.А. Бакунина увлеченно изучали труды Гегеля. В те годы в передовых журналах выходили блестящие статьи Белинского, в которых было заметно влияние гегелевских диалектических идей. В период с 1834 по 1840 гг. Герцен внимательно изучает философию Гегеля. Именно в это время была написана одна из его самых известных работ «Дилетантизм в науке» (1842-1843).

Молодежь того времени воодушевленно спорила относительно знаменитой мысли Гегеля, высказанной им в «Философии права»: «Все действительное - разумно, все разумное - действительно». Это знаменитое положение толковалось по-разному. Одни думали, что в этой фразе проявляется консерватизм немецкого мыслителя, его примирение с действительностью, а другие - диалектически настроенные люди, сделали из учения Гегеля революционные выводы, среди них был и Герцен. Он на протяжении всей своей жизни оставался преданным гегелевской диалектики, называя диалектику «алгеброй революции».

Уже вскоре после «Дилетантизма в науке» Герцен под влиянием Фейербаха переходит на позиции материализма и пишет «Письма об изучении природы» (1845–1846 гг.)

В 1847 г. Герцен уезжает в Европу. Он стал свидетелем французской революции, а также подавления июньского восстания во Франции. Революция 1848 г. стала своеобразным рубежом в его личной и творческой биографии, в результате этой революции он пережил душевную драму и утратил веру в революцию. Он разочаровался в Европе, в энергии Европы, в том, что она сможет возглавить революционное движение, разочаровался в пролетариате как революционном классе.

Не в социализме вообще разочаровался русский революционер, а в социализме европейском. Социализм, по его мнению, должен быть другой. И его прообраз должен существовать уже в каких-то формах, поскольку новую общественную форму невозможно просто выдумать из головы. И здесь взор философа обращается к России, к осознанию
8605267538395785.html
8605359074109169.html
8605474682199536.html
8605548676266660.html
8605615216617041.html