Р. И. Юнацкевич Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография - страница 7


^ Международные конференции по образованию взрослых (КОНФИНТЕА I-V): использование широких возможностей обучения и образования взрослых

в интересах благополучного будущего. Беленские рамки действий


Обучению и образованию взрослых принадлежит важнейшая роль в работе над со­временными задачами и проблемами культурного, экономического, политического и социального характера. Наш мир, охваченный процессами глобализации, открывает много возможностей, в том числе возможность учиться у богатых и разнообразных культур, распространяющихся за пределы географических границ. Однако преобладающей чертой нашей эпохи стал рост неравенства. Многие в мире живут в условиях нищеты, а 43,5% общемирового населения вынуждены жить менее чем на два доллара в день. Большинство бедноты в мире – это сельские жители. Нарушение демографической сбалансированности, когда на Юге растет доля молодежи, а на Севере – доля пожилого населения, усугубляется крупно­масштабной миграцией из бедных районов в богатые (в рамках стран и в международных масштабах), а также притоком большого числа перемещенных лиц. Мы сталкиваемся с проблемами неравного доступа к продуктам питания, водным ресурсам, источникам энергии, а деградация окружающей среды угрожает в долгосрочном плане самому нашему существованию. Материальная нужда часто сопровождается ограниченностью возможностей, что мешает эффективному функционированию общества. Перед очень многими сегодняшними детьми стоит перспектива пополнить ряды безработной молодежи, и все больше молодых людей, «отчужденных» в социальном, экономическом и политическом плане, считают, что им нечего ждать от общества.

Мы сталкиваемся со структурными изменениями на рынках производства и труда, с ростом незащищенности и тревог в повседневной жизни, с трудностями обеспечения взаимопонимания, а сегодня – еще и с углубляющимся мировым финансовым и экономическим кризисом. Одновременно глобализация и экономика знаний заставляют нас обновлять наши навыки и профессиональные качества и адаптировать их к новым условиям рабочей среды, формам социальной организации и каналам коммуникации. Эти вопросы, а также наши неотложные коллективные и индивидуальные потребности в обучении ставят под вопрос сами основы наших устоявшихся систем и концепций образования.

Во многих странах грамотность взрослых остается одной из главных проблем: 774 миллиона взрослых в мире, две трети из которых составляют женщины, не имеют базовых навыков грамотности, а эффективные программы распространения грамотности и формирования жизненных навыков обеспечиваются в недостаточной степени. В Европе примерно одна треть трудового населения имеет образование, эквивалентное лишь первому этапу средней ступени, тогда как две трети новых рабочих мест требуют квалификации на уровне второго этапа среднего образования и выше. Во многих странах Юга большинство населения не получает даже законченного начального школьного образования. В 2006 г. около 75 миллионов детей (большинство из которых составляли девочки) либо преждевременно прекратили обучение в школе, либо вообще не ходили в нее. Почти половина из этих детей проживает в странах Африки к югу от Сахары, и более 80% из них – в сельской местности. Отсутствие социально адекватных учебных программ, недостаточное число педагогов и низкий уровень их подготовки, нехватка инновационных материалов и методов – все это подрывает возможности сегодняшних систем образования в деле обеспечения качественного обучения, которое было бы способно бороться с диспропорциями, существующими в наших обществах.

Для решения этих проблем международное сообщество предпринимает целенаправленные усиленные меры. Благодаря осуществляющемуся под руководством правительств сотрудничеству с учреждениями системы ООН, организациями гражданского общества, частными провайдерами и донорами достигнут прогресс в достижении шести целей образования для всех (ОДВ), поставленных в 2000 г. На цели всеобщего начального образования были выделены более значительные ресурсы в рамках Инициативы ускоренного продвижения к целям ОДВ. Благодаря Десятилетию грамотности ООН (ДГООН) (2003–2012 гг.) проводящаяся по всему миру пропагандистская и информационно-разъяснительная деятельность обеспечивает поддержку достижению цели ОДВ, связанной с грамотностью. Инициатива по распространению грамотности в целях расширения прав и возможностей (LIFE) обеспечивает в рамках ДГООН глобальную основу для оказания поддержки странам, сталкивающимся с наибольшими проблемами в этой области. Две цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, конкретным образом посвящены образованию: обеспечение всеобщего начального образования и тендерного паритета. Однако в рамках всех этих усилий не отводится конкретная роль обучению и образованию взрослых помимо базовой грамотности и формирования жизненных навыков. С другой стороны, позитивным моментом является то, что Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (2005–2014 гг.) ставит перед собой широкие цели, в рамках которых обучение и образование взрослых могут играть в высшей степени наглядную роль.

Обучение и образование взрослых представляют собой важнейшую меру, которая необходима в ответ на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Обучение и образование взрослых являются ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни, которая охватывает формальное, неформальное и информальное обучение и которая прямым или косвенным образом предназначена как для молодых, так и для взрослых учащихся. Обучение и образование взрослых, в конечном счете, связаны с обеспечением таких условий и процессов для обучения, которые имеют привлекательный характер и учитывают потребности взрослых как активных граждан. Они связаны с развитием самостоятельной, независимой личности, с созиданием и перестройкой ее жизни в сложных и быстро меняющихся культурных, социальных и экономических условиях – на работе, в семье, в общине и обществе. Необходимость несколько раз в жизни менять характер профессиональной деятельности, адаптация к новым условиям в качестве перемещенного лица или мигранта, важность владения предпринимательскими навыками и наличия потенциала для постоянного повышения качества своей жизни – эти и другие особенности социально-экономических условий требуют постоянно продолжать обучение на протяжении всей взрослой жизни. Обучение и образование взрослых не только обеспечивают приобретение профессиональных качеств, но также являются одним из главных факторов укрепления уверенности в своих силах, самоуважения, четкого понимания своей идентичности и взаимной поддержки.

Сегодня считают, что увеличение средней продолжительности образования взрослого населения всего лишь на один год в долгосрочном плане ведет к увеличению экономического роста на 3,7% и к повышению доходов на душу населения на 6%. И тем не менее, обучение и образование взрослых выходят далеко за пределы вопросов, связанных с социальными затратами или финансовыми расходами. Они представляют собой вложение средств в надежду на будущее.

Национальные доклады, представленные 150 государствами-членами в рамках подготовки к КОНФИНТЕА VI, и обсуждение эффективных форм деятельности, состоявшееся в ходе региональных подготовительных конференций, продемонстрировали определенный прогресс и инновации в области обучения и образования взрослых в перспективе пожизненного обучения. Помимо недавнего примера, касающегося Меморандума ЕС об обучении на протяжении всей жизни, несколько государств-членов на Юге ввели всеобъемлющую политику и законодательство в области обучения взрослых, а некоторые также закрепили принцип обучения и образования взрослых в своих конституциях. На основе рамок политики разрабатываются систематические подходы к обучению и образованию взрослых, и даже есть примеры знаменательных реформ в области соответствующей политики.

Некоторые государства-члены возродили и ускорили осуществление планов, программ и кампаний по распространению грамотности. За период 2000–2006 гг. общемировой уровень грамотности среди взрослых увеличился с 76% до 84%. Прогресс был особенно заметен в развивающихся странах. Некоторые правительства активно стремятся к сотрудничеству с гражданским обществом в интересах предоставления возможностей для неформально­го обучения в рамках таких подходов, как faire-faire, при широком диапазоне содержания, целей и целевых групп. Обеспечение неформального образования диверсифицировалось за счет охвата таких тем, как права человека, гражданственность, демократия, расширение прав и возможностей женщин, профилактика ВИЧ, здравоохранение, охрана окружающей среды и устойчивое развитие. Значительный вклад в развитие обучения и образования взрослых вносят такие популяризаторские мероприятия, как Неделя взрослых учащихся и фестивали обучения, а также такие широкие движения, как, например, обучающиеся города и обучающиеся регионы.

Есть определенные убедительные свидетельства (а также все большее признание государствами-членами) тех преимуществ, которые открываются благодаря гендерно-ориентированному обеспечению обучения и образования взрослых, в особенности для женщин. Все шире используются информационные и коммуникационные технологии и различные формы открытого и дистанционного обучения, постепенно начинающие учитывать конкретные потребности учащихся, которые до самого последнего времени находились в отчужденном положении. В условиях многоязычия и разнородности культурной среды в рамках национальной политики все чаще предусматривается проведение обучения на национальных языках, однако всеобъемлющий политический подход к таким вопросам разработан лишь в редких случаях.

Вводятся системы информации, документации, мониторинга и оценки программ обуче­ния и образования взрослых. Постепенно начинают использоваться эффективные инструменты и системы признания, сертификации и аккредитации обучения, включая органы и процедуры для обеспечения качества. Синергетический эффект от взаимосвязей между формальным, неформальным и информальным обучением и образованием доказал свою эффективность в отношении как индивидуальных учащихся, так и систем, поскольку позво­ляет более оптимальным образом использовать имеющиеся ресурсы, знания и опыт.

Обучение взрослых бурно развивается в ситуациях, когда государства предпринимают решительные инициативы в сотрудничестве с основными институтами гражданского общества, частным сектором и ассоциациями работников. Партнерские связи между государственным и частным секторами приносят свои плоды; хорошие результаты дает и сотрудничество Юг-Юг, а также трехстороннее сотрудничество, что способствует укреплению новых форм обучения взрослых в интересах устойчивого развития, мира и демократии. Региональные и наднациональные органы и учреждения играют важнейшую роль в проведении соответствующих преобразований, оказывая влияние на государства и дополняя их деятельность.

Несмотря на этот прогресс, национальные доклады и Глобальный доклад об обучении и образовании взрослых (ГДООВ), подготовленный для КОНФИНТЕА VI, говорят о том, что наряду с существующими проблемами, многие из которых тем временем обострились в национальных, региональных и глобальных масштабах, появляются новые задачи и проблемы социального и образовательного характера. Главной из этих проблем является то, что не сбылись наши надежды на перестройку и укрепление обучения и образования взрослых на волне КОНФИНТЕА V.

Роль и место обучения и образования взрослых в пожизненном обучении по-прежнему используются не в полной мере. Кроме того, в областях политики, находящихся вне сферы образования, не получил признания и не учитывается тот очевидный вклад, который обучение и образование взрослых могут вносить в более широкое экономическое, социальное и человеческое развитие. Эта область по-прежнему носит фрагментированный характер. Пропагандистская деятельность разбросана по разным фронтам, а её политическая значимость размывается именно потому, что присущая обучению и образованию взрослых недостаточная организационная и юридическая оформленность затрудняет их четкую идентификацию с любой конкретной областью социальной политики. Частое отсутствие образования взрослых в программах действий государственных ведомств сопровождается недостаточным межведомственным сотрудничеством, слабыми организационными структурами и ограниченными взаимосвязями между образованием (формальным и неформальным) и другими секторами. Что касается признания и аккредитации обучения, то в рамках как внутригосударственных механизмов, так и международных усилий неоправданно большое внимание уделяется формально аккредитованным навыкам и профессиональным качествам и редко учитывается неформальное и информальное обучение и обучение на основе опыта. Пропасть между политикой и ее реализацией расширяется тогда, когда эта политика разрабатывается в изоляции, без участия или вклада внешних сторон (партнеров на местах, высших учебных заведений).

Обучение и образование взрослых не опираются в достаточной степени на дальновидное и надлежащее финансовое планирование, необходимое для того, чтобы вклад в наше будущее носил весомый характер. Кроме того, сегодняшняя все более заметная тенденция к децентрализации принятия решений не всегда сопровождается обеспечением надлежащих финансовых ассигнований на всех уровнях или должной передачей бюджетных полномочий. Обучение и образование взрослых не занимают подобающего им места в стратегиях международных доноров по оказанию помощи и не стали предметом сегодняшних усилий доноров по координации и гармонизации помощи. Уменьшение задолженности пока что не принесло ощутимых плодов обучению и образованию взрослых.

Несмотря на то, что мы являемся свидетелями растущего многообразия программ обучения и образования взрослых, в центре их внимания в настоящее время главным образом находятся техническое и профессиональное образование и подготовка. Отсутствуют более комплексные подходы к обучению и образованию взрослых, которые были бы направлены на решение вопросов развития во всех его аспектах (с точки зрения экономики, устойчивости, общины и личности). Инициативы по учету тендерной проблематики не всегда приводят к появлению более актуальных программ, которые осуществлялись бы в интересах женщины или обеспечивали их более полное участие. Кроме того, программы обучения и образования взрослых редко учитывают потребности коренного населения, сельских жителей и мигрантов. В содержании программ и в практической деятельности не находит отражения все многообразие учащихся в плане их возраста, пола, культурной среды, экономического статуса, уникальных потребностей (включая вопросы инвалидности) и языка. Лишь немногие страны проводят последовательную политику в области многоязычия, содействующую развитию родных языков, хотя это часто имеет решающее значение для создания среды, благоприятствующей грамотности, особенно в отношении языков коренных народов и/или меньшинств.

Во многих международных программах действий и рекомендациях в области образования на обучение и образование взрослых в лучшем случае ссылаются лишь в самом общем смысле, да и то редко, зачастую рассматривая его как синоним приобретения базовых навыков грамотности. Тем не менее грамотность, вне всякого сомнения, является важнейшим по своим последствиям аспектом, и сохраняющиеся огромные масштабы проблемы грамотности наглядно свидетельствуют о недостаточности тех мер и инициатив, которые были предприняты в последние годы. По-прежнему высокие уровни неграмотности заставляют задуматься над тем, достаточную ли работу в политическом и финансовом плане проводят правительства и международные учреждения.

Недостаточный профессионализм и нехватка возможностей для подготовки педагогов отрицательно влияют на качество обеспечения программ обучения и образования взрослых, так как ведут к обеднению учебной среды с точки зрения оборудования, материалов и учебных программ. В процессе планирования редко проводятся на систематической основе оценки и изучение потребностей, что необходимо для определения надлежащего содержания, педагогических методов, форм осуществления программ и вспомогательной инфраструктуры. Часто отсутствуют последовательный мониторинг, оценка и механизмы обратной связи для обеспечения качества обучения и образования взрослых, а там, где они существуют, их уровни сложности зависят от той напряженности, которая вызывается необходимостью обеспечения сбалансированности между качеством и количеством программ.


Рекомендации и стратегии ЮНЕСКО: Беленские рамки действий


Черпая убежденность и воодушевление в важнейшей роли обучения и образования взрослых в деле решения задач и проблем глобального и образовательного характера, отмечая наши достижения и прогресс после КОНФИНТЕА V, но осознавая при этом по-прежнему стоящие перед обществом вызовы и признавая, что реализация права на образование взрослых и молодежи обусловлена соображениями политики, управления, финансирования, участия, инклюзивности, справедливости и качества, ЮНЕСКО предлагает следующие рекомендации:

- осуществлять комплексную политику обучения и образования взрослых в рамках пожизненного обучения;

- разработать точные и конкретные планы действий по обучению и образованию взрослых в увязке с ОДВ, ДГООН, ЦРТ и другими национальными и региональными планами развития, а также с мероприятиями в рамках LIFE там, где они проводятся;

- обеспечить, чтобы обучение и образование взрослых были включены в инициативу «Единая ООН»;

- создать надлежащие координационные механизмы, которые могли бы включать комитеты по мониторингу, с привлечением всех заинтересованных сторон, активно участвующих в обучении и образовании взрослых;

- обеспечить разработку или совершенствование структур и механизмов для признания, сертификации и аккредитации всех форм обучения путем создания таких рамок эквивалентности обучения, как рамки для квалификаций с охватом неформального и информального обучения.

- обеспечить создание и деятельность механизмов по привлечению государственных властей на всех административных уровнях, организаций гражданского общества, партнеров по социальной сфере, частного сектора, общин и организаций взрослых учащихся к разработке, осуществлению и оценке политики и программ в области обучения и образования взрослых;

- предпринять меры по созданию потенциала в поддержку конструктивного и информационно-обеспеченного привлечения организаций гражданского общества, общин и организаций взрослых учащихся к разработке, осуществлению и оценке политики и программ;

- содействовать развитию и поддержке межсекторального и межведомственного сотрудничества;

- обеспечить реализацию договоренности КОНФИНТЕА V относительно выделения на образование не менее чем 6% ВНП и относительно увеличения ассигнований на обучение и образование взрослых;

- объединять и использовать образовательные ресурсы и бюджеты, имеющиеся во всех государственных ведомствах, для достижения целей комплексной стратегии обучения и образования взрослых;

- обеспечить создание стимулов для привлечения новых источников финансирования среди частного сектора, НПО, общин и отдельных лиц без ущерба для принципов справедливости и инклюзивности;

- уделять приоритетное внимание инвестированию средств в обеспечение пожизненного обучения для женщин и сельского населения.

В поддержку этих стратегий ЮНЕСКО призывает международных партнеров по сфере развития:

- соблюдать свои обязательства относительно ликвидации финансовых разрывов, которые препятствуют достижению всех целей ОДВ, в частности обучение молодежи и взрослых, грамотность взрослых;

- увеличить в своих программах оказания помощи объемы средств на нужды грамотности, обучения и образования взрослых (включая свод или ликвидацию задолженности, создание специализированного транснационального фонда в поддержку грамотности взрослых и включение грамотности взрослых в Инициативу ускоренного продвижения к целям образования для всех.

Инклюзивное образование имеет основополагающее значение для обеспечения человеческого, социального и экономического развития. Развитие потенциала всех граждан вносит значительный вклад в гармоничную и достойную жизнь. Не должно быть места отчужденности по признаку возраста, пола, этнической или языковой принадлежности, религии, инвалидности, проживания в сельской местности, сексуальной идентичности или ориентации, нищеты или перемещения в результате конфликта либо тюремного заключения. Особо важное значение имеет борьба с совокупными последствиями обездоленности одновременно по нескольким признакам.

^ Для этого ЮНЕСКО рекомендует:

- содействовать развитию и поддержке более справедливого доступа к обучению и образованию взрослых и участию в этих процессах посредством тщательно разработанных целенаправленных мероприятий и программ, таких как Недели взрослых учащихся и фестивали обучения;

- осуществлять прогностическую деятельность и принимать соответствующие меры в отношении поддающихся выявлению групп, вступающих на путь обездоленности множественного характера, особенно в начале взрослой жизни;

- разрабатывать материалы и методику преподавания и обучения, которые признают и высоко оценивают значение знаний, методологий и родных языков коренных народов и местного населения для программ обучения и образования взрослых;

- расширять доступ женщин ко всему диапазону программ обучения и образования взрослых и их участие в этих программах с учетом их конкретных потребностей в гендерно-ориентированных курсах по приобретению жизненных навыков;

- оказывать финансовую поддержку систематической ориентации на обездоленные группы (например, на коренные народы, мигрантов, людей с особыми потребностями и сельских жителей) в рамках всей политики и всех подходов в области образования, и обеспечивать, чтобы такие программы предоставлялись бесплатно или субсидировались нашими правительствами и чтобы предусматривались такие стимулы для обучения, как стипендии, освобождение от выплат и оплачиваемый учебный отпуск.

 Грамотность является существенно важным базовым навыком и одним из главных качеств для активной гражданственности во всех частях мира. Она развивается и присутствует как неотъемлемый компонент в повседневной, трудовой и гражданской жизни. Грамотность находится в процессе непрерывного формирования и преобразования под воздействием эволюции сложных явлений в культуре, экономике и обществе. Образование взрослых со всей очевидностью простирается за пределы грамотности взрослых, однако грамотность взрослых абсолютно необходима для участия людей в осмысленном обучении. Она является необходимым условием для личной, социальной и политической свободы. Масштабы проблемы грамотности требуют удвоить наши усилия для обеспечения того, чтобы уровень грамотности взрослых увеличился на 50% к 2015 г., – что является контрольным показателем для цели 4 образования для всех.

Для этого ЮНЕСКО рекомендует:

- мобилизовать внутренние и внешние ресурсы и экспертные знания для оказания странам с высокими уровнями неграмотности содействия в осуществлении крупномасштабных программ распространения грамотности с более широким диапазоном и охватом и более высоким качеством в интересах резкого уменьшения общемирового числа взрослых с низкими уровнями функциональной грамотности;

- ориентировать мероприятия по распространению грамотности на контингенты населения, характеризующиеся высоким уровнем обездоленности, с целью приобретения, сохранения и улучшения ими навыков в областях грамотности, счета, языка и ИКТ;

- предпринять активные международные усилия для уменьшения по-прежнему большого числа взрослых, не владеющих навыками грамотности, в сроки, согла­сованные в рамках ОДВ, ДГООН и LIFE.

Качество в обучении и образовании является многоаспектной концепцией и практикой, которые требуют постоянного внимания и непрерывной разработки. Содействие культуре качества в обучении взрослых обусловливает необходимость актуальности его содержания и форм обеспечения, оценки потребностей учащихся, приобретения множественных качеств, профессионализма педагогов, обогащения учебной среды и расширения прав и возможностей людей и сообществ.

Для этого ЮНЕСКО рекомендует:

- разрабатывать критерии качества для учебных программ, учебных материалов и методологий преподавания в рамках программ образования взрослых с учетом итогов и оказанного воздействия;

- совершенствовать подготовку, создание потенциала и профессионализм педагогов, работающих со взрослыми, в том числе посредством партнерских связей с высшими учебными заведениями;

- оказывать более широкую поддержку систематическим междисциплинарным исследованиям в области обучения и образования взрослых, дополняемую системами управления знаниями для сбора, анализа и распространения данных и примеров эффективной практики.

- обеспечивать на регулярной основе сбор и анализ данных и информации об участии и ходе обучения в рамках программ образования взрослых в целях оценки происходящих изменений и обмена примерами эффективной практики;

В целях проведения дальнейшей деятельности и мониторинга на международном уровне в области образования взрослых ЮНЕСКО рекомендует:

- обеспечивать поддержку государств-членов путем разработки и развития системы управления знаниями с открытым доступом для компиляции данных и целевых исследований по вопросам эффективной практики, информацию для которой будут представлять сами государства-члены;

- обеспечивать через Институт ЮНЕСКО по пожизненному обучению, работающий в партнерстве со Статистическим институтом ЮНЕСКО, координацию процесса мониторинга на глобальном уровне с целью отслеживания прогресса в области обучения и образования взрослых и периодического представления докладов по этому вопросу;

- готовить на этой основе периодический ^ Глобальный доклад об обучении и образовании взрослых (ГДООВ);

- пересмотреть и обновить Рекомендацию о развитии образования взрослых (Найроби, 1976 г.).


8595862311919685.html
8596006497675803.html
8596117787509621.html
8596229807021252.html
8596337784003994.html